СЭН-ХО — тактическая подготовка

Тактическая подготовка является очень важным элементом общей подготовки в любом виде боевого искусства. Существует множество тактических приемов, но основных видов тактики можно выделить несколько. Это «сэн», «сэн но сэн», «тай но сэн», «го но сэн» и «ки но сэн». Технические действия боевого искусства могут быть использованы в различных ситуациях. Владение тактическими приемами учит применению техники в схватке.

5 принципов использования тактики (сэн но гохо):

Проявление инициативы (Сэн).
Захват инициативы (Сэн но Сэн).
Отбор инициативы (Го но Сэн).
Перехват инициативы (Тай но Сэн).
Захват энергетики (Ки но Сэн).

СЭН

Проявление инициативы в боевом искусстве выражается атакой, таким образом, использование принципа сэн проявляется в атакующей тактике. Сэн – это атакующая тактика, при которой атака проводится постоянно, подавляя защиту противника. Это полный захват инициативы, начавшийся практически с самого начала схватки. Неожиданное нападение это также сэн.

СЭН НО СЭН

Принцип сэн но сэн проявляется в атаке, начатой в тот момент, когда противник планировал атаковать вас, и уже решился атаковать, но еще не сделал этого или только-только начал предпринимать какие-либо действия в этом направлении. Этот короткий миг и является моментом вашей атаки в тактике сэн но сэн. Таким образом, можно сказать, что инициатива, которую он планировал проявить, была в самом начале захвачена вами.

ГО НО СЭН

Го но сэн – это перехватывание инициативы. Этот вид тактики предполагает вызов атаки противника, а затем контратаку, выполняемую в момент, когда противник уже не может остановить своих действий. На начальном этапе подготовки, этот тактический прием обычно проявляется проще: он предполагает контратакующие действия, проведенные после того, как атака противника завершена и его Ки иссякло. Например, это может быть контратака после проведения противником захвата или после окончания удара, от которого вам удалось уйти.

ТАЙ НО СЭН

Тай но сэн – это синхронная контратака, при которой вы атакуете противника в момент его атаки. При этом, ваше действие заканчивается почти одновременно с действием противника, возможно, несколько опережая его. Применение принципа тай но сэн является одним из наиболее сложных в боевом искусстве, и также одним из наиболее эффективных. Синхронная контратака позволяет последователю Школы добиться сложения сил и скоростей, что делает его технику намного более эффективной и практически лишает противника возможности защищаться. В случае тай но сэн вы начинаете свою контратаку почти одновременно с атакой противника и заканчиваете ее в тоже время, смещая его атаку в сторону или уходя с линии его атаки. К тай но сэн также относятся приемы айки наге.

КИ НО СЭН

Ки но сэн – это захват энергии противника, подавление его. Этот метод неразрывно связан с понятиями киай и айки и его реализация возможна на высоком уровне овладения боевым искусством.

СИНРИ-ХО — психологическая подготовка

Приёмы психологической подготовки существовали в традиционных боевых искусствах еще в глубокой древности. Некоторые методы и тесты психофизического характера включены даже в «дэншо» традиционных Школ (перечни технических действий, которые переданы адепту Школы). К приемам синри-хо относятся некоторые медитативные приемы «мокусо», приемы, связанные с концентрацией на дыхательных упражнениях, практики психофизической релаксации и концентрации, методы визуализации и внутреннего настроя. На мастерском уровне практики усложняются и включают более сложные приемы психофизического тренинга.

РИРОН — теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка довольно разносторонняя. К ней относятся знание принципов выполнения технических действий, знания биомеханики и физиологии, история, психологические и философские концепции, понимание символики, понимание иерархии и правила общения, основные принципы боевого искусства.

5 принципов боевого искусства (гори но Бугэй):

Принцип естественности (сидзэн-ри).
Принцип достижения результата минимальными усилиями (ин син тонкэй).
Принцип единства оружия и тела (кен тай ичи йо).
Принцип своевременности (до ай).
Принцип текучести (нагарэ-ри)
СИДЗЭН-РИ

Принцип естественности и рациональности положен в основу всех видов традиционного и современного боевого искусства и предполагает применение любых технических действий выполняемых в бою или на тренировке таким же образом, как и других движений, используемых в обыденной жизни. Добиться такой естественности можно, лишь осознав, что вся жизнь последователя Школы боевого искусства является его тренировкой.

ИН СИН ТОНКЕЙ

Этот принцип говорит о необходимости использовать технические и тактические навыки, не противопоставляя противнику физическую силу или другие, чисто физические характеристики. Знание биомеханики и анатомии, а также использование ряда других аспектов боевого искусства приводят к реализации этого принципа, позволяя добиться результата минимальными усилиями.

КЕН ТАЙ ИЧИ ЙО

Этот принцип говорит об осознании себя самого, как оружия, а оружия, как не более чем полезный, но не необходимый в поединке предмет. В случае с использованием оружия, оно должно стать естественным продолжением руки адепта.

ДЭ АЙ

Любое техническое действие должно быть выполнено в нужном месте и в нужный момент времени иначе оно становится бессмысленным. К примеру, блок от удара в голову выполненный раньше или позже этого удара превращается в ненужное действие, приводящее в первом случае к потере энергии и раскрытию своей защиты на других уровнях, а во втором случае может стать просто невозможным.

НАГАРЭ-РИ

Принцип текучести предполагает плавное изменение технических действий, смену тактики, немедленно видоизменяющую рисунок боя в зависимости от ситуации, как вода, мгновенно заполняющая каждую вновь появившуюся пустоту. Мастера боевых искусств считают, что этого можно достичь, обладая большим арсеналом технических действий и умением применять их в любой, даже самой нестандартной ситуации. Важным аспектом этого является применение принципа текучести для своего сознания, которое не должно фиксироваться на мыслях о каких-либо технических приемах или фазах ведения поединка.

5 принципов выполнения боевой техники (ги но гори):

Уход с линии атаки (каваши).
Выведение из равновесия (кузуши).
Расслабление и не использование мускульной силы (ясумэ).
Использование силы противника, его «связывание» (мусуби).
Использование знаний анатомии и биомеханики для приложения силы (ваза).